Method Consult
Лучше много маленьких неприятностей, чем одна большая катастрофа.

В группе предприятий, которой управлял, в какой-то момент участились невыполнения планов. Поэтому ввел в работу систему, при которой команды, которые отставали по оплатам, не выполняли планы получали неприятные сигналы: платежи по их заявкам уходили в последнюю очередь и др. Да, конечно, в системах мотивации у всех были зашиты всяческие снижения и дебаффы за завалы плана. Цель – выстроить систему, в которой руководители будут получать своевременную обратную связь, чтобы было время напрячься и, таки, сделать план. В управлении – должен быть не только вкусный пряник впереди, но и заград отряд сзади. То есть если человек сбросил темп, расслабился, отвлекся, штыки сзади заставят его почувствовать, что что-то не так. Причем почувствовать раньше – когда еще можно что-то изменить.

В свое время, я был одним из наиболее результативных директоров в крупном холдинге с зарубежным капиталом и штаб квартирой в Париже. И когда выходили жесткие приказы вроде того, что я состряпал, я был в охренительном недоумении – «как так? Я пашу, мы перевыполняем планы, а тут такое отношение, управление с помощью подзатыльников, как будто я не стремлюсь сделать лучше для компании. Это снижает мою мотивацию, это отношение ко мне не как к самостоятельному, ответственному директору, а как к какому-то недоумку!». Вот такие вот мысли и возмущение были у меня в голове. Не сомневаюсь, что мои директора чувствовали нечто подобное.

Но вот когда я сам стал управляющим 15 предприятий в 10 городах, ситуация открылась с немного другой стороны. К сожалению, не все всегда находятся в должном тонусе. Иногда темп падает незаметно для нас самих. И, чтобы дотянуться до результата, зачастую нужна не только позитивная, но и негативная мотивация. Поэтому, для того чтобы все группа выполняла план, я вынужден был делать систему, которая не только гладит по голове, но и подпинывает, если отстаешь. Мне самому это не нравится. Но нужно быть честным - одна только положительная мотивация НЕ РАБОТАЕТ.

Кроме того, есть такая история: боль - это хорошее чувство. Оно позволяет нам развиваться, не забодяживаться и не покрываться мхом. Лучше маленькая боль, которая предупредит об угрозе и заставит организм обратить внимание на проблему, чем полное отсутствие боли, которое в итоге приведет к большим повреждениям. Пример – вы схватились рукой за горячую сковороду. Обожглись, больно, отдернули руку. В результате – небольшое покраснение вместо ожога. Боль заставила отреагировать. Но представим что ее нет. Вы схватились не почувствовали что сковорода горячая и в результате получили ожог 1-2 степени с отваливающимся мясом и вплоть до ампутации. То же и здесь – заложен механизм при котором если начинается отклонение чтобы директор получил сигнал боли раньше и зашевелился как можно раньше чтобы исправить ситуацию. Чтобы если он не думает о конце месяца, система обратной связи заставила его задуматься раньше, когда еще возможно наверстать.

У Талеба в Антихрупкости есть хорошее сравнение - лучше организм будет испытывать много маленьких стрессоров, которые заставят его реагировать и приспособиться чем быть в ситуации – все хорошо-все хорошо-все хорошо – бах, мега стресс – и помер. Как довольно мягкий руководитель, я часто оттягиваю до последнего, надеясь на лучшее - и в конце сталкивался с парад разведенных рук и «не шмогли мы, не шмогли». Я виноват в том, что не давал негативную обратную связь в начале периода, когда только началось отклонение. То есть вместо того, чтобы провести 2-3 неприятных разговора (или переноса платежа, и т.п. стрессоры) которые бы заставили собраться и таки сделать план до конца периода – я позволяю народу пребывать в ситуации что все ок, а потом столкнуться с итоговым невыполнением плана и связанными с ним огорчениями. Вот именно чтобы этого не происходило, чтобы система давала негативную обратную связь при отклонении в начале, а не в конце периода, я ввел систему и стал свирепо ее выполнять.

Для тех, кто сам держит в кулаке свою команду и не допускает отклонений – она не сказывалась НИКАК. Обязательства свои (план) выполняете? Выполняете. Вовремя все высылаете? Высылаете. Все. Не о чем переживать. Но – когда начинаются отклонения – есть алгоритм – всем понятный и не требующий специального вмешательства, который дает руководителям негативную обратную связь, почувствовав которую они принимают меры.

Лучше несколько маленьких неприятностей, чем одна большая катастрофа.
Собственно, вот так.